Добавить объявление

Дома с идеей: как их искать?

Алина Кулаева 26 декабря 2012 1365

Словосочетание «концептуальный дом» снова в моде. Часто его привязывают к любому более-менее оригинальному строению, порой никакого отношения к этому направлению в архитектуре не имеющему. Построил необычный дом, нашел новые архитектурные формы – называй «концептуальным».


Кто-то связывает это направление с чем-то новым, оригинальным и необычным. Конечно, всеми этими качествами концептуальный дом может обладать. Но помимо этого в нем должно быть что-то еще. Что-то незримое, но способное раз и навсегда выделить строение среди других…


Концепция, или концепт (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.


Концептуальный дом – дом со смыслом. Это не просто новаторское строение, а дом, в который заложена идея. Концептуальная архитектура – не изобретение последних десятилетий. К ней можно отнести готические храмы. Их вытянутые вверх окна и крыши говорили: «Стремись к небу», а строгое убранство проповедовало аскетизм. Концептуальными были дома в стиле барокко. Их роскошь, наоборот, призывала наслаждаться жизнью.


Об архитектурной концепции позабыли во времена, когда в наших городах повсеместно строились дома-коробки. Сегодня она снова возвращается, но уже совсем другой.


Когда известного архитектора Питера Кука, автора «шагающего города», спросили о его мнении об архитектуре Москвы, он ответил:


– Надеюсь, в вашем городе будет все меньше стилизованных под старину зданий. Я понимаю, почему появился исторический постмодернизм, все эти колонны - после стольких лет социализма хочется буржуазной эстетики. Но это переходный период, так же как наутро после шумной вечеринки у человека болит голова. Когда боль пройдет, нужно собраться с силами и сделать в доме уборку. А потом создать что-то оригинальное.


Сторонники бережного отношения к традициям, наверняка, были бы возмущены. Но что поделаешь, именно так и мыслят новаторы – не разрушив старое, новое не построишь. По мнению Питера Кука, современная архитектура должна аккумулировать прошлый опыт, но не повторять его. Цивилизации нужно двигаться вперед.


Яркие примеры современной концептуальной архитектуры – здание оперного театра в Сиднее и проект башни Crescent Moon в форме полумесяца, разработанной компанией Transparent House для курорта Дубай.


В России тоже есть концептуальные здания. Но, по мнению доктора архитектуры А. Коротич, основная проблема в развитии этого направления у нас заключается в том, что в стране нет концептуальных архитекторов. По его мнению, российская концептуальная архитектура абсолютно выпадает из контекста развития мирового креативного зодчества и довольствуется лишь использованием уже известных композиционных идей.


Одна из причин такого отставания – отсутствие в России ярких архитекторов-новаторов с брендовыми именами. На XXII конгрессе Международного Союза архитекторов в Стамбуле ведущие архитекторы-концептуалисты мира выступали с программными докладами и презентацией творческих работ, представляя свои страны. Российскую же архитектуру на стамбульском форуме, к всеобщему удивлению, представлял… историк-востоковед, директор Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.


Хотя яркие примеры концептуальной архитектуры в России есть, правда, авторами многих из них являются зарубежные архитекторы. К таким примерам можно отнести московский международный деловой центр «Москва-Сити». Конечно, проект нашел и критиков среди архитекторов. Но были и те, кому комплекс понравился. Москва – один из самых динамично развивающихся городом. И здесь смешение архитектурных стилей неизбежно. По мнению Сергея Собянина, единый архитектурный стиль Москве не нужен. Да и создать его было бы невозможно – здесь уживаются и купеческие дома, сталинские постройки и современные здания. Архитектурная концепция Москва-Сити – песнь о научно-техническом прогрессе.


Хотя компромиссы искались – для Москвы-Сити разрабатывалась скульптурная композиция, которая по замыслу скульптора Салавата Щербакова должна отразить все архитектурные стили столицы - от деревянной Москвы и белокаменного города до эпохи конструктивизма и современного градостроительства.


Совсем другое дело – Санкт-Петербург с его особой атмосферой и трепетным отношением к истории. Проект делового квартала «Охта-центр», который тоже можно отнести к концептуальной архитектуре, – один из самых скандальных проектов в России. Впервые о нем заговорили в 2007 году. Последующие годы были посвящены борьбе между сторонниками и противниками Охта-центра, в результате проект не реализован до сих пор.


Недовольство общественности вызвали сначала правила интернет-голосования за представленные разработчиками проекты, потом участие мэрии Санкт-Петербурга, которая собиралась вложить в него бюджетные средства за 49% уставного капитала. Потом в борьбу включилась Росохранкультура, которую обеспокоило, что на земельном участке, выделенном под строительство, остались участки культурного слоя Шведской крепости 1611-1703 гг.


Архитектурную общественность Санкт-Петербурга возмутило то, что здание, разработанное английским архитектурным бюро RMJM London, не вписывается в архитектурный облик Северной столицы. На трехмерном макете высотное здание Охта-центра среди домов Питера смотрится, как башня средневекового феодала в центре крестьянских домиков, такая вот концепция.


– Дома, в проекты которых была заложена концептуальная идея, есть и в Сочи, – считает архитектор Ольга Филимонова. – К концептуальным домам я бы отнесла высотное здание ЖК «Премьер», которое в народе называют «Титаником». ЖК «Новая Александрия» в районе цирка тоже можно назвать концептуальным. На мой взгляд, это очень необычный проект, но в то же время функциональный: в Сочи очень редко строят дома со ставнями, а ведь в нашем солнечном городе – это довольно полезная деталь.


В попытках архитектурного воплощения авторских идей разработчики иногда перебарщивают. И тогда на свет появляются не совсем удачные здания. Их тоже можно отнести к концептуальным, но выглядят они довольно нелепо.


К одному из самых неудачных проектов можно отнести здание Центра экспериментальной музыки в Сиэтле. Несмотря на то, что в его создание было вложено более 100 миллионов долларов, а автором работы стал известный архитектор Френк Гери, результат работы весьма плачевный. По задумке автора, здание должно было символизировать энергию и пластичность музыки, но получилось довольно размытым и безвкусным.


Не слишком удачно смотрится и музей современного искусства в Сан-Франциско. Несмотря на то, что город всегда открыт чему-то новому, а современное искусство предполагает поиск новых форм, все-таки обложка получилась не слишком эффектной.


74-этажное здание «Ворота на восток» в китайском Сучжоу задумывалось как арка, но напоминается о герое мультфильма «Губка Боб квадратные штаны». Небоскреб строился восемь лет и обошелся в 700 миллионов долларов.


Сейчас идет очень много споров о том, какой должна быть современная архитектура. Как правило, новые оригинальные проекты возникают в городах с уже имеющимися там постройками, выполненными в самых разных стилях. Поэтому часто необычный проект находит множество противников среди тех, кто хочет сохранить имеющиеся традиции. Так что помимо поиска новых архитектурных форм, градостроителям в ближайшие десятилетия придется искать компромиссы.

Комментарии

Поле не может быть пустым